Изборник 1076 г.

Изборник 1076 г.
Изборник 1076 г. (в научной литературе он именуется также Сборник Святослава, Сборник 1076 г.) – одна из древнейших древнерусских рукописных книг. На л. 275 об.–276 имеется запись, из которой следует, что сборник написан Иоанном в 1076 г. Первоначально дата была прочитана неверно и сборник датировали 1046 г.; правильное чтение было установлено палеографом А. И. Ермолаевым в первой трети XIX в. И. принадлежал в XVIII в. историку М. М. Щербатову, сообщившему о нем в своем труде (Щербатов М. История российская от древнейших времен. СПб., 1770, т. 1, с. IV–V). Затем сборник находился в собрании рукописей Эрмитажа, а в 1852 г. передан в ГПБ (ныне в Эрмитажном собр., № 20). В XIX в. И. исследовали А. И. Ермолаев, А. Н. Оленин, К. Ф. Калайдович, А. X. Востоков, И. П. Сахаров, давший первое палеографическое описание рукописи (в труде «Славяно-русская библиография. II. Палеография», б. м. и г.), Ф. И. Буслаев, М. А. Колосов, А. И. Соболевский, В. Бобров и др. Были осуществлены публикации отдельных фрагментов рукописи. Полный текст сборника был издан в 1889 и 1894 гг. В. Шимановским. Оба издания (особенно первое) крайне неудовлетворительны. (Исчерпывающую библиографию исследований и публикаций до 1900 г. см. в кн.: Бобров. История изучения Святославова сборника 1076 г.). Тщательно подготовленный текст рукописи издан в 1965 г. Существовавшее мнение, что И. составлен по заказу киевского князя Святослава Ярославича, представляется большинству ученых неосновательным. Писец Иоанн, переписывавший для князя Изяслава болгарский сборник (эта рукопись известна как Изборник 1073 г., в связи с изгнанием Изяслава из Киева сборник переадресован Святославу), возможно, изготовил рассматриваемую рукопись для себя, хотя и использовал для нее материалы из княжеской библиотеки. В И. вошли «Стословец» Геннадия, константинопольского патриарха, «Слово некоего калугера о почитании книжном», извлечения из сочинений византийских писателей Иоанна Златоуста, Нила Синайского, Афанасия Александрийского, Анастасия Синаита, фрагменты из библейской книги «Премудрости Иисуса, сына Сирахова», фрагменты из житий Ксенофонта, Феодоры, Синклитики и ряд других фрагментов и статей. Известен лишь один список И., однако не исключена возможность влияния этой рукописи на составителей и авторов других древнерусских памятников («Моления» Даниила Заточника, Измарагда). В результате сопоставлений статей, входящих в состав И., с их греческими оригиналами или южнославянскими переводами, все более утверждается мнение, что составитель И. – древнерусский книжник, который подвергал включаемые в сборник тексты стилистической и языковой правке, лишая их подчеркнутой монашеской ригористичности, русифицируя язык, вводя в текст отдельные слова и выражения, отражающие древнерусский быт. Указывалось на близость отдельных статей И. к параллельным местам Изборника 1073 г. Т. Н. Копреева высказала предположение, что в этих случаях источником для И. явился не сам Изборник 1073 г., а выборка из его протографа; она отразилась также в сборнике ГПБ, собр. Погодина, № 1032, последн. четв. XV в. (Копреева. Из истории болгаро-русских книжных связей). Изд.: Буслаев Ф. И. Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков. М., 1861, с. 289–299 (отрывки); Шимановский В. 1) К истории древнерусских говоров: Исследование с приложением полного текста Сборника Святослава 1076 г. Варшава, 1887 (рец.: Соболевский А. И. – ЖМНП, 1888, февраль, с. 524–527; Смирнов А. – РФВ, 1888, т. 19, с. 74–117; Jagić V. – AfslPh, 1888, Bd 11, Н. 2, S. 233–241; Н. 3, S. 368–383); 2) Сборник Святослава 1076 г. Варшава, 1894 (рец.: Некрасова Н. П. – ЖМНП, 1897, октябрь, с. 393–419); Кульбакин. – ЖМНП, 1898, февраль, с. 203–209; Бобров В. А. К исправлению печатного текста Сборника 1076 г. – РФВ, 1902, т. 47, с. 243–258; 1902, т. 48, с. 469–476; Изборник 1076 г. / Изд. подг. В. С. Голышенко, В. Ф. Дубровина, В. Г. Демьянов, Г. Ф. Нефедов. М., 1965. Лит.: Архангельский А. С. Творения отцов церкви в древнерусской письменности: Извлечения из рукописей и опыты историко-литературных изучений. Казань, 1889, т. 1–2, с. 37–61; 1890, т. 3, с. 81–83; 1890, т. 4, с. 70–73, 195–198, 207–211, 227; Семенов В. Греческий источник изречений Исихия. – ЖМНП, 1893, июль, с. 84–93; Яковлев В. А. К литературной истории древнерусских сборников: Опыт исследования Измарагда. Одесса, 1893, с. 10, 14, 20, 30–39; Бобров В. История изучения Святославова сборника 1076 г. Казань, 1902; Сперанский М. Н. Переводные сборники изречений в славяно-русской письменности. М., 1904; Абрамович Д. 1) До питання про джерела Iзборника Святослава 1076 р. – Науковий збiрник Ленiнградського товариства дослiдникiв украïнськоï iсторiï письменства та мови. Киïв, 1929, т. 2, с. 65–74; 2) Iзборник Святослава 1076 року i патерики. – Там же, Киïв, 1931, т. 3, с. 11–15; Ророv N. Р. 1) L’Isbornik de 1076, dit de Svjatoslav, comme monument littéraire. – Revue des études slaves, 1934, t. 14, f. 1–2, p. 5–25; 2) Les auteurs de l’Izbornik de Svjatoslav de 1076. – Ibid., 1935, t. 15, fasc. 3–4, p. 210–223; Будовниц И. У. «Изборник» Святослава 1076 г. и «Поучение» Владимира Мономаха и их место в истории русской общественной: мысли. – ТОДРЛ, 1954, т. 10, с. 44–75; Дубровина В. Ф. 1) О греческих параллелях к Изборнику 1076 г. – ИОЛЯ, 1963, т. 22, вып. 2, с. 104–109; 2) О привлечении греческих параллелей для прочтения переводных славяно-русских текстов. – В кн.: Исследования по лингвистическому источниковедению. М., 1963, с. 36–44; Lépissier J. I) Une source de l’Izbornik de 1076. – Revue des études slaves, 1966, t. 45, p. 39–47; 2) Quelques passages de l’Izbornik de 1076 avec leur source grecgue. – Byzantinoslavica, 1973, t. 24, № 1, p. 28–32; Ševčenko I. On some sources of Prince Svjatosla’s Izbonik of the Year 1076. – In: Orbis scriptus: D. Tschizewski zum 70. Geburtstag. München, 1966, p. 723–728; Freydank D. Interpretation einer griechisch-kirchenslawischen übersetzung im Изборник von 1076. – Zeitschrift für Slawistik, 1967, Bd 12, H. 1, S. 38–48; Widnäs M. Der «Sbornik Svjatoslava» von Jahre 1076. – In: Geschichte der Ost- und Westkirche in ihren wechselseitige Beziehungen. Wiesbaden, 1967, S. 84–86; Withman R. H. A textological Note on the Izbornik. – Die Welt der Slaven, 1967, Bd 12, H. 1, S. 67–79; Lunt H. E. On the Izbornik of 1076. – In: Unbegaun Festschrift. New York, 1968; Адрианова-Пеpeтц В. П. Афоризмы Изборника 1076 г. и русские пословицы. – ТОДРЛ, 1970, т. 25, с. 3–19; Мещерский Н. А. 1) К вопросу об источниках «Изборника 1076 г.». – ТОДРЛ, 1972, т. 27, с. 321–328; 2) К изучению лексики «Изборника 1076 г.». – В кн.: Русская историческая лексикология и лексикография. Изд. ЛГУ, 1972, с. 3–12; 3) К изучению источников «Изборника 1076 г.» в связи с проблемой установления места древнеславянского перевода. – В кн.: Исследование языка художественных произведений. Куйбышев, 1975, с. 152–155; 4) О некоторых источниках «Изборника 1076 г.» в связи с вопросом о происхождении их переводов. – В кн.: Культурное наследие Древней Руси: Истоки, становление, традиции. Л., 1976, с. 34–38; 5) Взаимоотношения Изборника 1073 г. с Изборником 1076 г. – В кн.: Изборник Святослава 1073 г. М., 1977, с. 90–99; 6) Новое об источниках «Изборника 1076 г.». – Вестн. ЛГУ, 1978, № 20. Ист., языкозн., лит., вып. 1, с. 60–69; 7) «Поучение» Владимира Мономаха и «Изборник 1076 г.». – Вестн. ЛГУ, 1980, № 20, Ист., языкозн., лит., вып. 4, с. 104–106; Розов H. H. 1) Изборник 1076 года как памятник истории русской книги. – ИОЛЯ, 1976, т. 35, вып. 6, с. 545–554; 2) Старейшая русская книга для чтения. – ВИ. 1976, № 12, с. 208–211; 3) Как «сделана» вступительная статья «Изборника 1076 г.»: (К 900-летию памятника). – В кн.: Культурное наследие Древней Руси: Истоки, становление, традиции. Л., 1976, с. 42–46; 4) Книга Древней Руси XI–XIV вв. М., 1977, с. 23–34; Сазонова Л. И. Ритмико-синтаксические элементы в «Изборнике 1076 г.». – В кн.: Культурное наследие Древней Руси. Истоки, становление, традиции. Л., 1976, с. 38–42; Копрeeва Т. Н. 1) Новые данные для изучения текста Изборника 1076 г. – В кн.: Проблемы источниковедческого изучения рукописных и старопечатных фондов. Л., 1979, с. 92–112; 2) Из истории болгаро-русских книжных связей: (К истории взаимосвязи текстов Изборника 1073 и 1076 гг.) – Старобългаристика, 1980, № 1, с. 39–47; Велчева Б. Изборникът от 1076 г. като източник на данни за историята на блъгарския език. – В кн.: Старобългарска литература. София, 1979, кн. 5, с. 97–100; Жекова Л. За правописа на двама преписвачи в Изборника от 1076 г. – Старобългарска литература. София, 1979, кн. 5, с. 107–109; Моисeeва Г. Н. 1) Из истории «Изборника 1076 г.». – ТОДРЛ, 1979, т. 33, с. 369–375; 2) Iзборник iз зiбрання М. М. Щербатова. – В кн.: Лiтературна спадщина Киïвськоï Pyci i украïнська лiтература XVI–XVIII ст. Киïв, 1981, с. 36–43.
О. В. Творогов

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Изборник 1076 г." в других словарях:

  • ИЗБОРНИК 1076 г. — ИЗБОРНИК 1076 г.     ИЗБОРНИК 1076 г. одна из древнейших датированных русских рукописей религиозно мировоззренческого содержания, памятник практической (нравственной) философии. Труд представляет собой подборку оригинальных русских и переводных с …   Философская энциклопедия

  • ИЗБОРНИК 1076 г. — [неточно Изборник Святослава 1076 г.] (РНБ. Эрм. № 20), четий сборник древнерусского происхождения, 3 я по древности датированная слав. рукопись, памятник болгарско русских культурных связей древнейшего периода, важный источник по истории… …   Православная энциклопедия

  • Изборник 1076 — третья по древности (после Остромирова евангелия 1056 57 и Изборника Святослава 1073) точно датированная др. рус. (и славянская) рукописная книга. В отличие от Изборника Святослава 1073, текст И., возможно, составлен уже на славянской почве с… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Изборник 1076 г. —    одна из древнейших датированных рус. рукописей религиозно мировоззренческого содержания, памятник т. наз. практической (нравственной) философии, характеризующий веротерпимое, не вполне ортодоксальное направление в древнерус. христианстве.… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Изборник 1076 года — Заглавная страница из «Изборника» 1073г. «Изборники» 1073 и 1076 гг составлены для великого князя Святослава Ярославовича неким дьяком Григорием. Оригиналом для первого «Изборника» послужил сборник, переведённый в конце IX начале X в. с… …   Википедия

  • ИЗБОРНИК 1076 г. — одна из древнейших датированных рус. рукописей религиозно мировоззренческого содержания, памятник т. наз. практической (нравственной) философии, характеризующий веротерпимое, не вполне ортодоксальное направление в древнерус. христианстве.… …   Русская философия: словарь

  • Изборник — ИЗБОРНИК, (събор, соборник, сборник) один из самых исконных и преобладающих видов древне русской письменности и литературы на протяжении от XI до конца XVII века, отражающий в себе две наиболее характерные ее черты: компилятивный характер («избор …   Литературная энциклопедия

  • Изборник 1073 г. — Изборник 1073 г. – древнейший из дошедших до нас древнерусский сборник, переписанный с болгарского оригинала. Открывающая Изборник похвала содержит имя заказчика – им называется «великый в князих княз Святослав». Та же похвала читается и в конце… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Изборник —     ИЗБОРНИК, (събор, соборник, сборник) один из самых исконных и преобладающих видов древне русской письменности и литературы на протяжении от XI до конца XVII века, отражающий в себе две наиболее характерные ее черты: компилятивный характер… …   Словарь литературных терминов

  • ИЗБОРНИК 1073 г. — ИЗБОРНИК 1073 г.     ИЗБОРНИК 1073 г. древнейший памятник древнерусской литературы, являющийся списком с болгарского оригинала. Дает суммарное изложение основ христианских представлений о бытии и одновременно является обширной сводкой сведений из …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»